Максимальная глубина погружения подводных лодок

18 февраля 2018, Александр Агеев,
10
Тайфун

Одна из важнейших характеристик подводной лодки – малозаметность, которая во многом зависит от глубины погружения. Субмарина на большой глубине менее заметна и поэтому менее уязвима, а нанесенный ею удар будет тем неожиданней и неотвратимее.

Как происходит погружение подводных лодок

Эволюция подводного флота – это постепенное погружение на большую глубину. Если во времена Первой и Второй мировых войн она ограничивалась соответственно 80-100 и 100-150 метрами, то сегодня этот показатель вырос в 3-5 раз.

Как происходит погружение? В надводном положении субмарина мало чем отличается от обычного судна, если не брать в расчет ее специфический внешний вид. Погружение происходит за счет приема в цистерны балласта – забортной воды. Ёмкости расположены между легким и прочным корпусами.

Погружение и всплытие

Всплытие осуществляется «в обратном порядке» — путем продува балласта. Вода выдавливается из цистерн мощным потоком сжатого воздуха. После полного погружения глубина, на которой находится лодка, регулируется специальными рулями.

Характеристики глубины погружения

Способность субмарины к погружению характеризуется двумя основными показателями – рабочей (оперативной) и предельной глубиной. В первом случае речь идет о глубине, на которую лодка может погружаться без каких-либо ограничений на протяжении всего срока ее эксплуатации.

Предельная глубина погружения обозначает ту границу, ниже которой может начаться разрушение обшивки и всей конструкции. Обычно сразу после спуска на воду субмарину отправляют на предельную глубину, где ее «обкатывают» какое-то время. У каждого типа подводных лодок этот показатель индивидуален.

Абсолютным рекордсменом максимального погружения до сего времени остается советская АПЛ «Комсомолец», «нырнувшая» в 1985 году почти на 1030 метров. Увы, ее судьба в дальнейшем сложилась трагически. Спустя 4 года, в результате пожара, приведшего к необратимым разрушениям корпуса, она затонула в Норвежском море.

Комсомолец«Комсомолец»

Глубина – спасение или погибель

Затаиться, незаметно подкрасться к противнику и нанести по нему уничтожающий удар, после чего незаметно исчезнуть – так можно обозначить тактику подводной лодки. И глубина здесь – один из важнейших факторов.

Однако она же таит в себе колоссальную опасность. На глубине всего 50 метров выходной люк боевой рубки площадью 2 м² испытывает на себе давление почти 60000 кг. Нетрудно подсчитать, насколько увеличится этот показатель на глубине 300-400 метров.

За управляемость субмарины в вертикальной плоскости отвечают, как правило, две пары горизонтальных рулей – кормовые и носовые. В зависимости от их положения лодка получает дифферент на нос или корму. Задача командира и экипажа – осуществлять необходимое маневрирование в рамках технических возможностей лодки, чтобы, если такое случится, предельное, максимальное погружение не оказалось последним.

Особенности АПЛ России и США

Тайфун«Тайфун»

Основные отличия лежат в «архитектуре». Американские субмарины однокорпусные: давлению противостоит единый корпус обтекаемой формы. В отличие от них, советские, а позже российские АПЛ – своеобразная «матрешка», где под внешним обтекаемым легким корпусом находится прочный внутренний. Настоящий рекордсмен по количеству корпусов – знаменитый «Тайфун» (проект 941). У самой большой АПЛ в мире внутри легкого корпуса размещаются пять прочных.

По мнению экспертов, двухкорпусные лодки более живучи, хотя и более тяжелы. К примеру, одно лишь резиновое звукоизолирующее покрытие «Тайфуна» весит 800 тонн, что несколько больше, чем вся американская АПЛ NR-1.

Перспективы российского атомного подводного флота

Тайфун

За последние 4 года состав ВМФ России пополнился четырьмя современными АПЛ: «Северодвинск» (пр. «Ясень») с рабочей и предельной глубинами погружения соответственно 520 и 600 м, «Владимир Мономах» – 400 и 480 м, «Юрий Долгорукий» — 400 и 450 м, «Александр Невский» — 400 и 480 метров. На очереди еще 11 атомных субмарин проектов «Борей-А» и «Ясень».

Однако глубина погружения – не единственное их преимущество. Сегодня гораздо большее значение приобретает малошумность. Как утверждают эксперты, здесь Россия вышла на лидирующие позиции в мире.

Поделиться
Вконтакте
Комментарии  10
Добавить комментарий
  • Выхмурка18 февраля 2018 в 20:21

    Нетрудно подсчитать, что давление на глубине 50м будет немного более 5кг/см кв, а отнюдь не 62000. На 2 квадратных метра будет, конечно, около 51 тонны (если считать плотность морской воды в 1.02), что опять-же не 62.

    Ответить
  • ОСОАВИАХИМ18 февраля 2018 в 21:19

    На глубине всего 50 метров выходной люк боевой рубки площадью 2 кв. метра испытывает на себе давление около 62000 кг/кв. см.
    Писаки гг :) -это наверно на весь люк а никак не на см² . На Земле нет таких глубин , чтоб на см такое давление было , это надо на Юпитер или Сатурн лететь .

    Ответить
  • Вован 18 февраля 2018 в 21:43

    Как в анекдоте.Рассказывает араб-наемник как воевал в Чечне.Поднимается русская атомная субмарина по горной чеченской речке.А я как выстрелю с РПГ!Кругом взрывы,атомный реактор рванул!Радиацией как шибанёт,аж косяк из рта выпал.Хороший косячек был.

    Ответить
  • Сергей19 февраля 2018 в 09:03

    Бывалые люди рассказывают, что если перед погружением натянуть веревку от одного борта до другого, то на глубине 300 метров она будет провисать. Настолько сильно давление сжимает корпус.

    Ответить
  • Tsykunov19 февраля 2018 в 15:50

    Грубо 10 метров одна атмосфера. 300 метров 30 Bar. Цистерну для нефти 1 атмосфера сминает в комок листового металла (просто выкачали воздух), есть видео процесса.

    Ответить
  • Tsykunov19 февраля 2018 в 15:51

    кто желает посмотреть, запрос по фразе "выкачать воздух из цистерны"

    Ответить
  • Дейвид20 февраля 2018 в 22:07

    Что зря Рогозин таксу топил.
    Пора уже экипаж адаптировать к глубоководным погружениям в жидкой среде будут ходить, как кильки в томате.Сим победиши!

    Ответить
  • Tsykunov21 февраля 2018 в 15:20

    С дыханием в жидкой среде не все так гладко. На несколько часов уже отработанная технология, а вот на несколько суток это уже полная Ж. Про всякое электрическое оборудование вспомните. В дионизированной дистиллированной воде электроника может жить, люди нет. В спец жидкости все наоборот.

    Ответить
  • Muzhik 25 февраля 2018 в 20:11

    Наши подлодные водки самые подводные в мире во !

    Ответить
  • Евгений28 февраля 2018 в 17:37

    Надо подлодку разработать для плаванья под землёй, или в среде светоносного эфира чтобы купол плоской земли штурмовать, ну и конечно же торсионные технологии куда уж без них

    Ответить
(без регистрации)
Любопытныйфакт
Космический челнок шаттл был разработан НАСА в конце 1970-х годов и оснащён передовой на то время микропроцессорной техникой, включая процессор Intel 8086. В 2002 году агентство столкнулось с серьёзной проблемой — нужно было произвести масштабное обновление комплектующих согласно нормам их старения, но Intel подобные процессоры уже не производил. Поэтому НАСА было вынуждено покупать их в интернете, в основном через аукцион eBay.
Обновить
СвежиеКомментарии

ВойтиРегистрация
Вход
Почта:
Пароль:
Регистрация
Почта:
Имя:
Пароль: