Компания IBM начала разработку искусственного интеллекта для дебатов в 2014-ом, как отдельную ветвь развития «машинного мышления», в противовес системам с точным расчетом. Компьютер Deep Blue, который в 1997-ом победил Гарри Каспарова в игре в шахматы, действовал в строгом поле правил. AlphaGo победил в условиях игры в го, где выигрышная стратегия размыта в бесконечности вариантов. А 17 июня 2018-го система Project Debater победила человека в словесном споре!
Искусственный интеллект Project Debater создан для реализации исторически сложной цели – фильтрации источников информации по их ценности, исходя из вероятности наличия среди них дезинформации, нарочной или случайной. Проще говоря, он умеет рассуждать, трезво оценивать аргументы и подбирать контраргументацию, чтобы выявить необходимую для достижения истины информацию. Только при этом лишен влияния эмоций, предвзятости, двусмысленности и вообще не имеет своего мнения, как такового.
Оппонентом Project Debater в показательном тесте-дебатах выступила Ноа Овадия, чемпион национальных дебатов Израиля. У ИИ не было доступа к Интернету, но имелась база знаний из сотен миллионов научных публикаций. Тему «Публичное финансирование освоения космоса» выбрали наугад из 100 вариантов, ИИ дали команду ратовать за, Овадия выступала против. И проиграла, по совокупной оценке аудитории.
ИИ поступил расчетливо и подло – он соглашался с большинством аргументов оппонента, но тут же доказывал, что их значимость не настолько велика, чтобы закрывать вопрос. В итоге у Овадии просто закончились доводы и время, а ИИ показал, что умеет обращать оружие противника против него же самого.