Эволюция подъемных механизмов: от древних шадуфов до самого большого крана в мире

6 апреля 2024, ,
0
Самый большой кран в мире

Подъемные устройства можно смело отнести к древнейшим механизмам нашей цивилизации. Их основное предназначение — перемещение грузов в пространстве. На заре человечества, когда не хватало мышечной силы люди использовали подручные предметы — ветви, стволы деревьев, катки и наклонные плоскости, по которым грузы было гораздо легче перемещать без промежуточных элементов.

Эволюция подъемных механизмов

Среди наиболее известных примеров массового применения подъемных механизмов в древности — строительство гигантских (даже по современным меркам) египетских пирамид более чем за 2000 лет до нашей эры. Тогда многотонные каменные блоки поднимали с помощью подъемных устройств — шадуфов.

Подъемное устройство при строительстве пирамидПодъемное устройство при строительстве египетских пирамид

В древней Греции активно использовалось приспособление «журавль», что в переводе на немецкий звучит, как «kranich». От него впоследствии самое большое семейство подъемных машин стало именоваться «кранами». С помощью их предшественников — рычажных подъемников возводились крепости, величественные храмы и дворцы, а на Востоке — перемещалась вода.

Позже римляне создали поворотные подъемные краны, усиленные деревянными брусьями, позволявшими поднимать грузы на высоту до 12 м. Тогда же появились и клетьевые подъемники — «предки» современных лифтов.

Древнеримский кранДревнеримский кран

В средние века основным двигателем подъемных механизмов стало водяное колесо. Его дальнейшим развитием стал первый действующий кран с водяным приводом, разработанный английским инженером У. Армстронгом в 1846 году.

Стремительному прогрессу в этой области способствовало изобретение парового двигателя. В 1853 году в городе Бат (Англия) принят в эксплуатацию первый паровой кран, а через 11 лет компания G Stothert & Co запустила первый полностью поворотный паровой кран.

Подъемный паровой кранПодъемный паровой кран XIX века

В 1873 году заработал первый портовый козловой кран, в 1875 году — железнодорожный кран, а в 1887 году — первый электрический мостовой кран.

Виды подъемных кранов

Подъемные краны сегодня — одно из самых многочисленных семейств специальной техники. По конструкции они разделяются на мостовые, козловые, стреловые, башенные, радиальные, портальные и кабельные.

В зависимости от устройства ходовой части краны бывают рельсовые, плавучие, шагающие, гусеничные, автомобильные, авиационные.

Мостовой кранМостовой кран

Отличаются краны и по конструкции башни — с поворотной башней и нижним/верхним противовесом, с неподвижной башней; по конструкции стрелы — с подъемной, балочной и шарнирно-сочлененной стрелой; по конструкции грузозахватных механизмов — крюковые, грейферные, магнитные и литейные; по типу привода — электрические, механические, гидравлические, комбинированные и по способу управления.

Мостовой кран

Наиболее распространенные типы кранов — мостовые, козловые, башенные и портальные краны. Мостовые краны широко используются на промышленных предприятиях. Подъемный механизм (таль, лебедка) крепится к подвижной каретке, которая перемещается по мосту — горизонтальным направляющим. Мост как бы соединяет противоположные стены, опираясь на закрепленные на них подкрановые пути, по которым кран перемещается вдоль стен.

Козловой кран

Козловой кранКозловой кран

Усовершенствованная разновидность мостового крана — козловой кран. В отличии от мостового у него имеются вертикальные опоры, верхние части которых соединены горизонтальным мостом. По ним передвигается подъемный механизм. Козловые краны перемещаются по рельсам.

Башенный кран

Башенный кранБашенный кран

Строительную площадку невозможно представить без башенного крана. Он относится к стреловым кранам и также перемещается по рельсам. Нижняя часть представляет собой платформу с закрепленной вертикальной решетчатой мачтой — башней. В ее верхней части установлена горизонтальная стрела и кабина машиниста. Для устойчивости крана к платформе крепятся утяжелители, а также специальный противовес — к противоположной части стрелы. Стрела поворачивается либо вместе с башней, либо независимо от нее.

Портальный кран

Портальный кранПортальный кран

Перевалку грузов в порту осуществляют мощные портальные краны. Они состоят из полноповоротной башни, стрелы, опорной части из расставленных лап, между которыми может проезжать транспорт. Перемещаются портальные краны также по рельсам.

10 самых больших кранов в мире

По оценкам экспертов, в десятку самых больших и мощных кранов в мире вошли:

НазваниеСтранаГрузоподъемность
TaisunКитай20000 т
SSCV Thialf Япония 14200 т
Hyundai 10000Южная Корея10000 т
Самоходный плавучий кран SvanenНидерланды8700 т
Гусеничный суперкран Biggle 125 AFRDСША6803 т
Суперкран Sarens SGC-250Бельгия5000 т
Подъемно-транспортный механизм DLV4000Китай4400 т
Кран ALE AL.SK190 Великобритания 4300 т
Гусеничный самоходный кран Terex CC8800-1 TWIN Германия 3200 т
Гусеничный кран Liebherr LR13000 Германия 3000 т

Taisun — самый большой кран в мире

В апреле 2009 года в Китае на верфи судостроительной компании Yantai Raffles введен в строй подъемный кран Taisun, обладающий невероятной грузоподъемностью 20000 тонн (что соизмеримо с 420 танками Т-90). Это, по сути, козловой стационарный (неподвижный) кран.

Он был изготовлен компанией Yantai Raffles Shipyard (YRS) по проекту компании Dalian Huarui Heavy Group. От начала проектирования до сдачи в эксплуатацию прошло 10 лет. Taisun обеспечивает сборку танкеров и нефтяных платформ.

Уже в момент презентации крана он на глазах у всех поднял на высоту 30 метров баржу весом более 20130 тонн — абсолютный мировой рекорд грузоподъемности, к которому и близко так никто не приблизился за 15 лет.

Технические характеристики Taisun:

  • Проектная грузоподъемность — 20000 т;
  • Высота — 133 м;
  • Расстояние между опорами — 120 м;
  • Высота подъема груза — 80 м;
  • Общая длинна тросов — 50000 м.

Поделиться
Вконтакте
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Комментарии  0
    (без регистрации)
    Любопытный факт
    Азбуку Морзе в привычном нам виде изобрёл не Морзе, а немецкий инженер Герке. Оригинальная азбука Морзе была неудобной, хотя и использовалась на некоторых американских железных дорогах вплоть до 1960-х годов.
    Обновить
    Свежие Комментарии

    ВойтиРегистрация
    Вход
    через соцсети
    Вход
    Почта:
    Пароль:
    Регистрация
    Почта:
    Имя:
    Пароль: