Астрономы обнаружили две редких блуждающих планеты

Планета

В обсерватории Лас-Кампанас в Чили зафиксированы два объекта, которые астрономы причислили к «блуждающим планетам» — планетам, которые не привязаны ни к одной звезде. Они получили индексы OGLE-2017-BLG-0560 и OGLE-2012-BLG-1323. Первый огромен, его размер варьируется в диапазоне 1-20 габаритов самой большой планеты Солнечной системы – Юпитера. Второй на его фоне почти кроха — он больше Земли, но точно меньше даже Нептуна.

Астрономы рады находке, но признают, что она порождает массу вопросов и новых проблем. Например, сегодняшними средствами нельзя измерить, как далеко от нас обе эти блуждающие планеты и куда они движутся. Мы вообще ничего не знаем о таинственных мирах, которые не привязаны к конкретной звезде, а потому не согреты ее светом, свободны от ее гравитации, не имеют орбит движения и в прямом смысле блуждают по космосу. По мнению некоторых ученых, вроде Нила Деграсса Тайсона, только в Млечном пути их могут быть миллиарды, и какая-нибудь блуждающая планета вполне может «заглянуть в гости» в Солнечную систему.

Проблема с изучением таких объектов в том, что их можно обнаружить лишь косвенным путем — впрочем, это характерно почти для всех экзопланет. Веками блуждающие планеты считались интересной сказкой, страшилкой среди астрономов, пока не появился метод гравитационного линзирования. Если некий массивный объект пересечет поток света от далекой звезды, то исказит его своей гравитацией, а наблюдатель с Земли увидит эффект линзы. Чем больше планета-помеха на пути света, тем ярче проявляется эффект.

Проблема в том, куда смотреть, чтобы увидеть, как невидимая планета вдруг начнет пересекать свет звезды. Поэтому, в отличие от экзопланет рядом со звездами, темные блуждающие миры удается обнаружить гораздо реже. И пока у нас нет никакой возможности надежно проследить за ними. На сегодня известны около дюжины таких объектов, и потому находка новых – большая удача для исследователей.

Источник — Motherboard