Ученым удалось впервые секвенировать геном вымершего животного из пещерной грязи

Пещера

Мировая наука совершила беспрецедентный и настолько масштабный скачок вперед, что его сравнивают по важности с первой высадкой человека на Луне. Впервые ученые смогли выделить полный геном вымершего доисторического существа, используя его ДНК, собранные, буквально, из грязи. Больше не нужно искать окаменелости, кости или фрагменты тел, которые так плохо переживают воздействие времени – перед нами открылась новая колоссальная кладовая информация о прошлом жизни на Земле.

Открытие совершила исследовательская группа из Копенгагенского университета в мексиканской пещере Чикиуите, которая на протяжении тысячелетий была столь удобна для жизни, что там селились и древние люди, и звери. Фекалии и шерсть последних в устойчивом микроклимате пещере сохраняются десятками тысяч лет, и каждый такой образец содержит ДНК животного. Ученые прибыли на поиски в Чикиуите целенаправленно – ранее ДНК уже выявляли в донных отложениях, в глубоком иле озер, в ледяных кернах и в окаменевшей грязи.

Пещера

Результатом работы в Чикиуите стало составление почти полного генома неизвестного ранее вида пещерного медведя. Чтобы выделить из общей массы собранной в грязи ДНК нужные фрагменты, ученые использовали шаблоны на основе известных геномов современных медведей Ursidae, а также трех вымерших видов: U. Spelaeus, Arctodus и Arctotherium. Нельзя сказать, что результат верен на 100%, так как его не с чем сравнить, но сама методика признана надежной.

Открытие несет и важный посыл – ученые более не зависимы в своих исследованиях от найденных или ненайденных окаменелостей. Например, даже полный костяк тиранозавра не дает полного представления о геноме всего вида, а отсутствие таких костяков в определенной местности и промежутке времени не означает, что их там не было вовсе. Изучение ДНК из древней грязи даст куда больше информации и позволит совершить немало новых открытий.

Источник — Current Biology