Бактерии Deinococcus radiodurans прожили целый год в открытом космосе

10 ноября 2020, ,
Бактерии Deinococcus radiodurans

Длительное пребывание в космосе негативно сказывается на здоровье человека. Так, у находившегося целый год на борту МКС американского астронавта Скотта Келли изменились концевые участки хромосом – теломеры и микрофлора кишечника. Его кости частично утратили плотность, в результате чего у него еще три месяца спустя после возвращения болели ноги.

В открытом космосе условия абсолютно несовместимы с жизнью земных существ из-за жесткого ультрафиолетового излучения, вакуума, резких перепадов температуры и микрогравитации. Однако столь очевидный факт опровергли бактерии Deinococcus radiodurans, сумевшие выжить после года пребывания на специальной платформе за бортом МКС.

Еще пять лет назад была сформирована международная команда в рамках миссии Tanpopo, проводившая эксперименты с обладающими невероятной живучестью бактериями снаружи японского модуля Kibo.

В начале обезвоженные на Земле микроорганизмы были доставлены на МКС и помещены на специальную платформу, полностью открытую воздействию космической среды. Правда, клетки находились за стеклянным окном, блокирующим ультрафиолетовое излучение с длиной волн меньше 190 нанометров.

После столь экстремального годового эксперимента бактерии были возвращены на Землю, где в них полностью восстановили уровень воды и сравнили с контрольными образцами. Уровень выживаемости бактерий с МКС оказался значительно ниже и уцелевшие бактерии немного отличались от своих земных сородичей.

Еще одна маленькая подробность, обнаруженная учеными и которую они не могут пока объяснить – у бактерий из космоса появились крошечные бугорки на поверхности. Помимо этого, у них увеличилось число некоторых белков и молекул мРНК.

Результаты этих исследований помогут понять возможность полезных бактерий выживать во внеземной среде и сопровождать человека в межпланетных миссиях.

Бактерии Deinococcus radiodurans