Жук-броненосец помог инженерам создать сверхпрочную турбину для авиадвигателей

1
Дьявольский броненосный жук

Насекомое Nosoderma diabolicum, он же дьявольский броненосный жук, считается обладателем самого прочного панциря среди членистоногих. Изучение насекомого показало, что это не столько пассивная защита, сколько аналог экзоскелета с интегрированной броней. Детальные исследования помогли ученым из Университета Пердью (США) скопировать один из механизмов этой конструкции и применить его в создании двигателей.

Дьявольский броненосный жук может пережить наезд на него автомобиля весом более 1,5 тонн, что подтверждено экспериментально. Доказано, что крохотный жучок с длиной тела менее 2 см выдерживает нагрузку в 39 000 раз больше собственного веса. Достигается это не за счет прочности панциря, а благодаря особому строению шва между пластинами. Он подвижный и помогает распределять нагрузку на все тело насекомого.

Застежка панциря жука

Самый сложный и важный участок шва – так называемая «застежка», крепление двух жестких оконечностей пластин между собой. Она чем-то похожа на то, как соединяются между собой детали в обычном паззле, но гораздо сложнее и прочнее. Застежка удерживает пластины даже при огромной нагрузке, не позволяя им сорваться с места и развалить всю конструкцию панциря. Ученым удалось создать ее точную модель, на основе которой были изготовлены аналоги для лопаток двигательных турбин.

Инженеры сконструировали композитную застежку вместо прежнего металлического крепления, и установили на нее композитную же лопатку турбины. Испытания такой конструкции показали, что она превосходит по прочности прежний вариант, но что еще интереснее – при критических нагрузках застежка не деформируется, как металлический крепеж, не аккумулирует напряжение в себе, а рассеивает энергию. Тот самый эволюционный механизм, который есть у дьявольского броненосного жука, теперь стал доступен и инженерам.

Источник — Purdue University
Поделиться
Вконтакте
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Комментарии  1
  • алекс2 ноября 2020 в 00:06

    Это круто!!

    Ответить
(без регистрации)
Любопытный факт
Первая зажигалка, похожая на привычные нам, была изобретена в 1823 году немецким химиком Иоганном Вольфгангом Дёберейнером — на 3 года раньше, чем современные спички, воспламеняющиеся от трения о черкаш. Их случайно получил в 1826 году английский химик Джон Уолкер.
Обновить
Свежие Комментарии

ВойтиРегистрация
Вход
через соцсети
Вход
Почта:
Пароль:
Регистрация
Почта:
Имя:
Пароль: