В сообществе черепашьих муравьев активно идет процесс обратной эволюции

13 марта 2020, ,
Муравей цефалот

Мы привыкли воспринимать эволюцию в виде поступательного процесса, который обеспечивает каждому живому существу наилучшую адаптацию к условиям его существования. Однако не все так однозначно, как кажется. Примером тому могут послужить древесные черепашьи муравьи или цефалоты (Cephalotes).

В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), ученые Университета Рокфеллера (США) сообщили о результатах исследований кастовой системы цефалотов. Особое внимание они уделили эволюционным изменениям, которые в настоящее время претерпевают муравьи-солдаты этого вида.

Среди своих сородичей они отличаются необычной формой головы: у одних она напоминает канализационный люк, а у других имеет почти квадратную форму. Ключевая задача солдат в сообществе – надежно закрывать в случае опасности своими головами вход в муравейник. Всего ученым известно четыре морфотипа, характерных для черепашьих муравьев.

Муравей цефалот

Такое разнообразие форм помогает ученым понять, как эволюционируют виды при заполнении экологических ниш. Стоит уточнить, что черепашьи муравьи не строят муравейники, а занимают древесные камеры, проеденные жуками-дровосеками.

Форма и размер головы солдат конкретной колонии формируется в зависимости от формы и размера входа в нее. Поскольку вход может иметь самую необычную конфигурацию, то для его надежного запечатывания потребуются головы самой различной конфигурации.

Исследователи проанализировали 89 видов черепашьих муравьев, включая группу, где вовсе не было солдат, и пришли к выводу, что их далекий предок имел, по всей видимости, квадратную голову. Далее в процессе эволюции от него произошло несколько видов с различными формами и размерами голов.

«Эта находка прекрасно показывает, насколько удивительно гибкой может быть природа, приспосабливая форму организма к особенностям окружающей среды, в которой он живет», – говорит один из руководителей исследования Скотт Пауэл.
Источник — Rockefeller University