Ученые выяснили, что земная ось изменила наклон 84 миллиона лет назад

22 октября 2021, ,
Земная ось

Как известно, что так называемое истинное полярное блуждание (TPW), проявляющееся в изменении наклона оси различных планет, коснулось – и не единожды – многих наших соседей по Солнечной системе. Сколько раз подобное происходило с Землей, до последнего времени оставалось неизвестным.

Результаты недавнего исследования, проведенного командой ученых Токийского технологического института и опубликованного в журнале Nature Communications, показали, что одно из таких смещений земной оси, по всей видимости, произошло около 84 млн. лет назад в эпоху динозавров.

К такому выводу ученые пришли после анализа образцов известняка из Италии, относящихся к позднему меловому периоду (от 100 до 65 млн. лет назад). В известняке были обнаружены окаменелые бактерии, из которых сформировались цепочки минерала – магнетита, «живого» свидетеля истинных полярных блужданий в то далекое время, которые и помогли разрешить спорную ситуацию.

Истинное полярное блуждание Истинное полярное блуждание

Напомним, в центре Земли находится твердое металлическое ядро, окруженное внешним жидким металлическим. Верхние слои – твердая мантия и кора – как бы «плавают» по поверхности раскаленной жидкой металлической магмы. Внешнее жидкое ядро генерирует магнитное поле, которое «отпечатывается» на породах вроде магнетита.

TPW представляет собой существенное смещение географических полюсов, из-за которого происходит наклон внешней оболочки Земли, при этом ее магнитное поле не меняется. Тем не менее смещающиеся породы будут фиксировать в процессе движения различные палеомагнитные данные.

На основании этих данных можно определить расстояния до полюсов. При этом вертикальное поле указывает, что найденный камень находился на полюсе, а горизонтальное – на экваторе.

Все это позволило ученым выдвинуть гипотезу, что около 84 млн. лет назад земная ось наклонилась примерно на 12 градусов. Затем, примерно через 5 млн. лет она вернулась на прежнее место. Таким образом, скальные породы вместе с Италией сначала сместились на экватор, а затем произошел их «откат» назад.

Источник — Nature Communications