Первые автомобили на водородном топливе появились в блокадном Ленинграде

2
Заправка авто водородом
По мнению экологов, автомобили на водородном топливе должны стать одним из приоритетных направлений в развитии транспорта будущего. Ряд ведущих мировых автопроизводителей уже представили опытные образцы, которые привлекли внимание экспертов и автовладельцев. И все же это только «проба пера».

Однако мало кто знает, что массовое использование водорода в автомобильных двигателях уже имело место 74 года назад и не где-нибудь, а в блокадном Ленинграде в самые тяжелые дни 1941 года.

В системе ПВО Ленинграда активно использовались аэростаты заграждения, которые заполнялись водородом. Однако со временем водород выходил через повреждения в обшивке, а его место заполнялось воздухом. Для пополнения аэростаты необходимо было опускать на землю с помощью лебедок, установленных на автомобилях. Внизу некачественный водород стравливали и заправляли новый.

В городе закончился бензин, не было электричества, а аэростаты были нужны, как воздух. Выход нашел младший воентехник полка аэростатов, талантливый механик-самоучка Борис Шелищ. Он предложил использовать в качестве топлива загрязненный водород. Система и сейчас поражает своей гениальной простотой.

Шелищ и его водородная полуторка

Отработанный водород из аэростата через шланг подавался к впускному коллектору двигателя «Полуторки», а далее через технологический переходник непосредственно в цилиндры. Дозировка топливной смеси водорода и кислорода осуществлялась с помощью дроссельной заслонки и педали акселератора.

Но первый опыт чуть не закончился трагически – произошел взрыв смеси. Тогда Б. Шелищ предложил сделать водяной затвор: использованный огнетушитель заполнили водой и смесь теперь всасывалась через воду без опасности взрыва.

За годы блокады на водород было переведено несколько сот автомобилей. Однако после ее снятия их опять перевели на обычное топливо, а гениальное изобретение на долгие годы легло в архив.

Поделиться
Вконтакте
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Комментарии  2
  • Владимир Владимирович27 сентября 2016 в 16:02

    Вообще-то когда говорят об "автомобилях на водорде" сейчас, имеют ввиду автомобили на тпливных элементах, когда в результате окисления водорода вырабатывается электричество напрямую, при этом КПД достигает 85%. Врпервые топливные элементы применнеы в космческой прграмме США в 1965, в СССР разработали аналог в 70х..
    Просто сжигать водород в цидинрах обычного ДВС, как и любой иной газ (метан, пропан,"светильный газ" идея очевидная. Причем именно водород дороговато и сложно, в данном случае оправдывалось что он "попутный".
    На смеси газов, в т.ч. водорода работали и моторы некотрых дирижаблей Цеппелин в 20-30гг, т.е. и тут нет "первенства".

    Ответить
    • Аноним27 ноября 2016 в 16:27

      Когда говорят об автомобилях на водороде, имеют в виду именно автомобили, а не дирижабли.

      Ответить
(без регистрации)
Любопытный факт
У автомобиля ГАЗ-21 существовало множество модификаций. В 1965 году была даже выпущена модель ГАЗ-21П — экспортный вариант с правым рулём. И в том же году сделали ГАЗ-21ПЕ — такую же модель с правым рулём плюс автоматической коробкой передач.
Обновить
Свежие Комментарии

ВойтиРегистрация
Вход
через соцсети
Вход
Почта:
Пароль:
Регистрация
Почта:
Имя:
Пароль: